ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫЕ КОМПАНИИ ПОТЕРИ И ТАРИФЫ

СОДЕРЖАНИЕ:


Передача электроэнергии

установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям города Москвы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2020 год

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2020 год

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2020 год

Источники публикации:

внесены изменения в приказ от 12.12.2020 года №282-ТР «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями города Москвы на 2020 год»

Источники публикации:

Московская область

установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2020 год

Источники публикации:


установлены долгосрочные параметры регулирования для ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» на 2020-2022 годы.

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

Внесены изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2020 года №378-Р в части необходимой валовой выручки ЗАО «ЭЛЕКС» и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020-2020 годы для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» и ЗАО «ЭЛЕКС»

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области. Утверждена необходимая валовая выручка ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области


Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

для сетевых организаций Московской области утвержден размер выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, для включения в тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2020 год.

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области


Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Источники публикации:

установлены и введены в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для взаиморасчетов ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» с территориальными сетевыми организациями на территории Московской области

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации

Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35 «Об электроэнергетике» тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, входят в систему цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию.


Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с принципами и методами, определенными Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

В отношении дочерних и зависимых обществ ПАО «Россети» применяются долгосрочные методы тарифного регулирования: метод доходности инвестированного капитала (RAB) и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в соответствии с которыми тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на срок не менее чем пять лет (не менее чем три года для первого долгосрочного периода регулирования).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе необходимой валовой выручки — экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности. В качестве базы для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии используются объем отпуска электрической энергии и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и сводным прогнозным балансом.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети устанавливаются ФАС России на едином уровне для всех субъектов Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации, для которых Правительством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифа, и утверждаются в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства (руб./МВт в мес.) и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в виде формулы.

АРЕНДА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ. БЕРЁМ СЕТИ В СВОИ РУКИ

Аренда электросетей как способ возврата капитала,
инвестированного собственником в объекты электросетевого хозяйства

Содержание данных объектов накладывает на предприятие ряд обязательств технического и организационного характера.
— требуется наличие в штате предприятия квалифицированного электротехнического персонала с группой допуска выше 1000 В и обученного выполнять ремонтные и аварийно-восстановительных работ на силовом высоковольтном оборудовании;
— предприятие оплачивает технологические потери электричекой энергии, возникающие в том числе в отношении присоединеных субабонентов;
— предприятие несет затраты на проведение текущего и капитального ремонта находящихся на балансе объектов электросетвого хозяйства.

В настоящее время одним из вариантов оптимизации организационной структуры организации и снижения расходов на поддержание в работоспособном состоянии электросетевых объектов является выделение из жизненного цикла непрофильных видов деятельности и передача их функций профессиональным участникам рынка — электросетевым организациям. При этом затраты на содержание сетей, оплату труда электротехнического персона и затраты на оплату потерь электрической энергии несет электросетевая компания.

Наша организация предлагает снизить затраты на содержание электросилового оборудования путем передачей электрических сетей в аренду либо безвозмездное пользование.

В каких случаях передача в аренду объекта может еще и приносить доход по Договору аренды объектов электросетевого хозяйства, а в каких случаях речь может идти только о договоре безвозмездного пользования? Дело в том, что затраты по аренде компенсируются сетевым организациям в тарифе на передачу электрической энергии только в случае если:
— присоединяемое лицо не является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии через передаваемый в аренду объект;
— у арендодателя имеются надлежащим образом оформленные права собственности на объекты электросетевого хозяйства, в т.ч. выписки из ЕГРП, оборотно-сальдовые ведомости мсету 02 (ОСВ О2), помимо права собственности признаком надлежаще оформленных прав является отметка о регистрации договора в Росреестре. При отсутсвии указанных признаков заключают договор безвозмездного пользования объектами электросетевого хозяйства.

Различают следующие виды договора аренды:


В том и другом случае Арендатор оплачивает технологические потери в электросетевом оборудовании. Совокупная экономия средств будет зависеть от объема перетока электрической энергии через арендуемую сеть и составлять не менее 15 коп/кВт*ч отпущенной потребителю электроэнергии.

Могут возникнуть вопросы:

Однако, если предприятие само желает выйти на рынок в качестве территориальной сетевой организации, наша организация также готова помочь на возмезной основе в осуществлении процесса сетевой деятельности. Для организаций, которые готовы передать в аренду, либо продать свои электросетевые объекты необходимо представить предварительную информацию об их технических и экономических характеристиках.

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены. Величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг. Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год.

Эта статья приведёт Вас к успеху:  ЗАКОНЫ ТОРГОВЛИ ФОРЕКС

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Электросетевые компании: потери и тарифы

Потери сетевых компаний при передаче электроэнергии не полностью могут закладываться в тариф. Существует норматив таких потерь, исходя из их средних технических значений по отрасли. Именно он может включаться в цену на 5 лет, то есть компенсироваться потребителями. Для Северо-Запада норматив составляет 7%. Более высокие потери в тариф не включаются. В основном компании укладываются в него. ПАО «Ленэнерго (MCX: LSNG )» имеет более высокий уровень из-за того, что в Санкт-Петербурге исторически высок износ оборудования, особенно в центральных районах.

Однако есть не только технические, но и «коммерческие» потери. Это в основном несанкционированное подключение к сетям и манипулирование счётчиками, проще говоря — воровство электричества. Например, в АО «Ленинградская областная электросетевая компания» (ЛОЭСК) оно составляет примерно 1%. В компаниях, где хищения значительны, норматив может быть превышен, и сетевики теряют рентабельность.

Борьба с потерями идёт на обоих уровнях — техническом и коммерческом. На первом работает модернизация оборудования и технологий. Противостоять воровству энергетики пытаются также совершенствованием технических систем контроля, учёта, юридическим методами взыскания с недобросовестных потребителей. Например, «Ленэнерго» только в 2020 г. направило в суды более 100 исков, их сумма — 283 млн. руб.


Таким образом, уменьшение потерь в любом случае повышает рентабельность сетевиков и выступает для них важнейшей задачей. Однако на тарифах потребителей это не сказывается. По крайней мере, до тех пор, пока не придёт время менять норматив потерь. В случае, если они в среднем по отрасли уменьшатся, реальный лимит станет ниже, и это способно снизить тариф. Но в него закладываются и другие факторы, повышающие в связи с инфляцией. Поэтому можно говорить о том, что в лучшем случае из-за сокращения потерь тариф может вырасти не столь сильно, как без него.

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК Телетрейд

Глава «Россетей» Павел Ливинский о стоимости акций и скупке конкурентов

Весной правительство одобрило масштабную реформу электросетевых тарифов, которая в целом направлена на усиление позиций подконтрольных государству «Россетей» на рынке, теперь компания готовит новую стратегию развития и опционную программу для топ-менеджмента. Почему вдвое подорожали акции холдинга, о планах по скупке активов и причинах отсрочки допэмиссии “Ъ” рассказал гендиректор «Россетей» Павел Ливинский.

— Бумаги «Россетей» с ноября прошлого года по июнь 2020 года выросли на 116% (1,46 руб. на пике.— “Ъ”) без особых предпосылок. С чем это связано?

— Считать, что акции росли без видимых причин, неверно. Группа демонстрирует очень хорошие финансовые результаты: чистая прибыль по МСФО в первом полугодии 2020 года составила 67,9 млрд руб., в 2020 году за аналогичный период показатель составлял 59,1 млрд руб. При этом рыночная капитализация «Россетей» сейчас — две годовые чистые прибыли, или 17% от стоимости чистых активов. Мы понимаем, что на рыночную стоимость акций в первую очередь влияет наличие понятной стратегии развития компании и дивидендная доходность. Все те законодательные инициативы, на которых сосредоточены наши усилия, влияют на рыночную стоимость. Мы считаем, что совершенствование системы льготного техприсоединения, дифференциация тарифа ФСК, введение платы за резерв сетевой мощности, долгосрочный тариф дают возможность создать фундамент для формирования дивидендной базы и выплачивать дивиденды за счет экономии, а не роста тарифа.

— Но с середины лета бумага упала на 25%, а ваша дивидендная доходность в 2% — гораздо ниже рынка.

— Определенная коррекция рынка происходит. Важно в долгосрочной перспективе реализовывать намеченные мероприятия. Рост стоимости на фоне невысокой дивидендной доходности на текущий момент говорит именно о том, что в отношении бумаги высоки ожидания.

— Сколько, по вашему мнению, должны стоить акции «Россетей»? В 2020 году цена впервые поднялась выше номинала, и аналитики говорили, что уже это хорошо.

— Если оценивать фундаментальную стоимость ПАО «Россети» через сравнение по мультипликаторам с крупнейшими российскими компаниями, то у нас трехкратный потенциал роста стоимости. Если же ориентироваться на мультипликаторы зарубежных аналогов, то потенциал роста — в девять раз.

— А какой вы ожидаете уровень доходности?


— Наша цель — обеспечить среднерыночную доходность на уровне крупнейших государственных компаний.

— В какой перспективе вы хотите выйти на такие параметры?

— К 2023 году вполне достижимо.

— Какие изменения вы вносите в дивидендную политику?

— Мы ориентируемся на то, что «Россети» рыночный холдинг, соответственно, компании нужен прозрачный механизм выплаты дивидендов, которые мы получаем от дочерних обществ. Нам необходимо урегулировать ситуацию, когда из-за бумажного убытка по РСБУ невозможна выплата дивидендов. В этой ситуации формально у нас нет оснований платить, но исходя из экономических реалий, мы будем фиксировать объем дивидендов, которые выплатим в ближайший положительный отчетный период.

— Но вы так делаете последние два года, никто вам и сейчас не мешает платить промежуточные дивиденды. В чем тогда заключается изменение политики?

— Нам нужно зафиксировать это в документах, чтобы инвесторы понимали, что они в любом случае без дивидендов не останутся. Мы уже выплатили рекордные дивиденды, дальше тренд на увеличение сохранится.

— Как изменятся требования к выплатам дочерних зависимых обществ (ДЗО)?

— Сначала нужно принять законодательные инициативы о совершенствовании механизма льготного техприсоединения, введении платы за резерв сетевой мощности, перераспределении перекрестного субсидирования в электросетях, упаковать регуляторные соглашения. Тогда экономия, которая останется в распоряжении компании, станет основой для выплат дивидендов, и можно будет говорить об изменении дивидендной политики в ДЗО.

— В новой дивидендной политике привязка будет к РСБУ или к МСФО?

— Прорабатываем. У всего свои плюсы и минусы.


— Каков ваш прогноз по дивидендам, чистой прибыли и выручке за 2020 год?

— Пока могу сказать, что дивиденды будут точно более 5 млрд руб. По финансовым показателям сохраним положительную динамику по отношению к прошлому году. В настоящий момент мы рассматриваем возможность пересмотра и ужесточения подхода к формированию резервов по сомнительным долгам, что может негативно повлиять на финансовые результаты 2020 года без ухудшения реального положения дел. Проблема накопления просроченной задолженности гарантирующих поставщиков требует от нас таких действий.

— Планируете ли вы сами покупать бумаги «Россетей»?

— Я верю в компанию, которой управляю, в ее динамичное развитие. В соответствии с законом об инсайдерской информации для меня возможность приобретения открывается несколько раз в год и длится около месяца. В соответствии с законом как раз и планирую этим воспользоваться в самое ближайшее время.

— Вы уже разработали параметры опционной программы для менеджмента?

— Мы рассмотрели лучшие практики российских и зарубежных компаний, в том числе с использованием фантомных (условных) акций. Основная идея — мотивировать топ-менеджеров на рост рыночной капитализации ценных бумаг и дать им возможность приобрести в будущем (по итогам завершения опционной программы) ценные бумаги по цене, фиксированной на момент запуска программы. Планируем, что в ней примет участие топ-менеджмент «Россетей» и дочерних обществ, это порядка 70 человек, ее срок — три года.

— Это будет допэмиссия, или вы будете брать акции с рынка?

— Рассматриваются инструменты, не предполагающие выкуп акций с рынка. Объем обсуждается.

— Опционная программа будет привязана только к рыночной стоимости акций?

— В базе только к ней. При этом в ней будут отдельные KPI, в случае недостижения которых объем выплат или количество ценных бумаг, возможных к приобретению в рамках опционной программы, уменьшатся.

— Получается, что опционная программа для ДЗО будет базироваться на акциях «Россетей»?

— Конечно, топ-менеджмент ДЗО должен быть мотивирован на рост стоимости энергохолдинга.


— Когда вы планируете запускать опционную программу?

— В сентябре внесем на рассмотрение в Минэнерго. Далее по итогам обсуждения с профильными комитетами и советом директоров компании «Россети» надеемся, что будет выбран оптимальный вариант реализации, и в 2020 году опционная программа заработает.

— Будут ли включены в разрабатываемую «Россетями» стратегию планы по консолидации активов?

— Основные направления стратегии — цифровая трансформация и рост инвестиционной привлекательности при заданном уровне надежности энергоснабжения. В части консолидации могу сказать, что мы относимся к естественным монополиям и наиболее эффективны только тогда, когда есть эффект масштаба. Большое количество сетевых компаний дополнительно повышают тариф, создают необоснованное дублирование технологических функций в составе необходимой валовой выручки (НВВ), аварийного персонала и других ресурсов — все это оплачивается потребителем. Мы закладываем в стратегию уменьшение разрозненности сетей.

— Будет ли в стратегии консолидация МРСК и ФСК?

— В первую очередь ставим вопросы, связанные с территориальными сетевыми компаниями (ТСО).

— Акции МРСК Сибири с ноября по март разогнались более чем на 330%. Можно ли это объяснить намеренной скупкой акций миноритарием?

— СУЭК (у него около 42%.— “Ъ” ) хотел купить наш пакет в «Россети Сибирь» (бывшая МРСК Сибири), но мы были против. Поэтому мы сформулировали встречное предложение коллегам о возможности выкупа их доли, что могло повлиять на скачок цен на акции, но фактически переговоры велись год назад.

— Вы хотели потом дороже продать свой пакет?

— Нам оферты на покупку-продажу их доли не поступало. Вне зависимости от котировок акций позиция будет формироваться исходя из фундаментальной стоимости компании и экономической эффективности сделки в целом.

— У вас с кем-то еще из миноритариев идут переговоры по выкупу их пакетов?


— Определились ли вы со сроками проведения допэмиссии? Стоимость акции «Россетей» выросла до номинала, и препятствий к этому уже нет.

— Допэмиссия — хороший инструмент, в том числе для того, чтобы увеличить free float, но не на данном этапе. Сейчас наша задача — утвердить стратегию, дивидендную политику, увеличить дивидендную доходность, сократить разрозненность сети, усовершенствовать законодательное поле, а потом уже, решив эти задачи, можно говорить о дополнительной эмиссии. Конечно, хотелось бы ее делать на дорогом рынке, когда вырастет рыночная стоимость бумаг.

— А «Ростех» продолжает предпринимать попытки по вхождению в капитал «Россетей»?

— За ответом на этот вопрос правильнее обратиться к «Ростеху».

— Вы говорили о том, что готовы взять в управление электросети ОАО РЖД, в самой железнодорожной монополии отрицали, что ведется такая дискуссия. Идет ли все-таки речь об управлении или покупке этих активов?

— У нас создана совместная рабочая группа. Важно понимать, что по закону все тяговые подстанции, трансформаторное энергооборудование ОАО РЖД могут находиться только на балансе ОАО РЖД. Оно не подлежит передаче в аренду или куда бы то ни было. Мы можем предложить свои услуги в части эксплуатационно-ремонтного обслуживания, но для этого должны быть заключены соответствующие соглашения.

Эта статья приведёт Вас к успеху:  НИСХОДЯЩИЙ КАНАЛ ФОРЕКС

— ОАО РЖД с этим не справляется?

— Справляется, но где-то мы можем быть эффективнее.

— Когда закроется сделка по передаче «Россетям» активов «Оборонэнерго»?

— Объем задолженности перед нами за услуги по передаче электроэнергии составляет порядка 4,8 млрд руб. На данный момент завершен аудит сетевых активов «Оборонэнерго», оценочная стоимость порядка 6 млрд руб. Планируем закрыть сделку в 2020 году.

— Сохраняется ли схема с доплатой вами этой разницы при передаче активов?


— Как один из вариантов.

— А как будет решаться проблема с долгом «Оборонэнерго» перед другими участниками рынка?

— Там есть некий объем долга перед «РусГидро». Соответственно, на территории их совместного присутствия «РусГидро» может отойти часть активов.

— Это Дальний Восток («РусГидро» там контролирует Дальневосточную распредсетевую компанию, ДРСК.— “Ъ”)?

— Какие в итоге приняты схемы по расшивке долгов на Северном Кавказе?

— Мы планируем Северный Кавказ до 2023 года вывести из убытков, основная проблема — около 50 млрд руб. задолженности перед поставщиками электроэнергии на оптовом рынке. Сформирована она в основном из неплатежей за ЖКХ, там также высоки потери сетевых компаний. С середины 2020 года мы намерены выйти на стопроцентную оплату электроэнергии на оптовом рынке за счет плана мероприятий по повышению операционной эффективности, совершенствованию сбытовых практик, увеличения собираемости, работы с предприятиями-должниками, в первую очередь с ЖКХ, по увеличению уровня оплаты.

— А о чем вы с генкомпаниями договорились в части погашения долгов?

— Мы им разные варианты предлагаем. Например, выкуп имеющихся долгов, или реструктуризацию их в течение 30 лет, или вхождение генкомпаний в капитал сбытовых компаний на Северном Кавказе. Пока они никому не интересны из-за хронических долгов.

— Сохраняете ли вы планы по приобретению активов ДРСК на Дальнем Востоке?

— Если будет согласие второй стороны, то мы готовы рассмотреть возможность выкупа, концессии, аренды данных сетей. Мы готовы к конструктивному диалогу.

— Минэкономики считает, что дифференциация тарифа ФСК и введение резерва сетевой мощности негативно скажутся на экономике страны. Затруднит ли такая позиция согласование этих инициатив?

— Важно отметить , что еще в марте состоялась правительственная комиссия в Красноярске, где было принято решение о целесообразности реализации данных инициатив. Соответственно, они были поддержаны курирующим вице-премьером и председателем правительства. Поэтому вопрос сейчас исключительно в процедурах прохождения соответствующих документов.


— ФАС высказала мнение, что неправильно давать средства на консолидацию исключительно «Россетям», в таком случае нужно давать их и ТСО. Вы с этим согласны? Насколько такой подход к скупке активов вообще можно назвать рыночным?

— Он однозначно рыночный. Мы же сразу сказали, что «Россети» — естественная монополия, и задача регулятора в условиях существования естественной монополии прилагать усилия для ее эффективного функционирования — снижать риски дублирования, наносящие вред и убыток потребителю. В данном случае присутствие квазиконкуренции как раз наращивает расходы потребителя и снижает надежность электроснабжения. Концентрация на базе одной сетевой компании сразу снимает эти риски. При этом мы не говорим про исключительную позицию «Россетей» — там, где мы не присутствуем, в Башкирии или Татарстане, Иркутской области, то же самое должны делать системообразующие организации этих регионов.

— Как вы оцениваете риски ухода из сети потребителей, подключенных к сетям ФСК, после роста тарифа?

— Сетевая составляющая у прямых потребителей всего 15% в общей величине затрат на электроэнергию. У них сбытовая составляющая и покупка электроэнергии составляют 85% от конечной цены. Плюс мы возвращаем им только тот объем перекрестки, от которого они освободились, когда уходили на магистральные сети. Что касается ухода потребителей из сети — кто хотел, тот уже ушел. Важно отметить, что ушедшие на собственную генерацию потребители держат сетевой резерв от основной сети, а это затраты для сетевой компании. И эти затраты необходимо компенсировать. Дифференциация тарифа ФСК будет эффективно работать с введением платы за резерв мощности.

— Минэкономики предложило весь объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике переложить на бюджет, но почти сразу отозвало инициативу. Тогда «Россети» отрицательно оценили эту идею. Почему?

— Все-таки здесь должна быть логика правильных экономических импульсов. Перекрестка — это не проблема только «Россетей». Эта проблема формировалась годами, когда государство решало более важную социальную задачу поддержки населения. Чтобы убрать диспропорцию цен между промышленными потребителями и населением, необходимо время и продолжительный рост доходов населения. Предложение Минэкономики было направлено на то, чтобы просто компенсировать экономически необоснованный тариф для населения государственными вливаниями, что не решает проблему устранения перекрестки.

Павел Анатольевич Ливинский

Личное дело

Родился в 1980 году в Челябинске. В 2001 году окончил МГУ имени Ломоносова по специальности «экономика», в 2003 году там же получил степень магистра по направлению «менеджмент».

Начинал карьеру в Московской городской электросетевой компании (в 2008 году вошла в состав Московской объединенной электросетевой компании, сейчас принадлежит «Россетям»), где в 2006–2011 годах работал заместителем гендиректора по развитию и реализации услуг, затем заместителем гендиректора по работе с клиентами и техприсоединению. С 2011 года возглавил Объединенную энергетическую компанию (объединяет энергоактивы Москвы). После 2013 года перешел на работу в правительство Москвы на позицию руководителя департамента топливно-энергетического хозяйства, затем руководителя департамента ЖКХ. Возглавил «Россети» в сентябре 2020 года. С июня 2020 года входит в советы директоров «Россетей» и Федеральной сетевой компании.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, имеет благодарности мэра Москвы. Отец пятерых детей.


ПАО «Российские сети»

Company profile

Крупнейший электросетевой холдинг России; присутствует в большинстве регионов, является естественной монополией. Создан 4 апреля 2013 года во исполнение указа президента от 22 ноября 2012 года. Указ предполагал переименование ОАО «Холдинг МРСК» (объединяло межрегиональные распределительные сетевые компании, выделенные при реформе РАО ЕЭС) в ОАО «Россети» и внесение в холдинг госдоли (79,55%) в ОАО «Федеральная сетевая компания» (ФСК, владеет магистральными сетями). До этого, наоборот, ФСК управляла «Холдингом МРСК». У Росимущества 88,04% уставного капитала «Россетей».

«Россети» управляют 2,3 млн км электросетей и 773 ГВА трансформаторной мощности. Основная часть выручки компаний холдинга формируется из тарифов на передачу электроэнергии (устанавливают ФАС и регионы). Чистая прибыль «Россетей» по МСФО в 2020 году выросла на 2,9%, до 124,7 млрд руб., EBITDA — на 4,6%, до 306,3 млрд руб., выручка — на 7,7%, до 1,022 трлн руб.

Председатель совета директоров — министр энергетики РФ Александр Новак, гендиректор — Павел Ливинский.

8.3.2. Покупка сетевыми организациями электроэнергии для компенсации потерь в сетях

Сетевые организации покупают электрическую энергию (мощность) для компенсации фактических потерь в своих сетях. При этом потребители услуг компенсируют сетевым организациям в составе стоимости услуг по передаче электрической энергии только нормативные потери электроэнергии.

Разность между фактическими и нормативными потерями (превышение) может возникать из-за недолжного использования сетевой организацией сетевого оборудования, а также эксплуатации устаревшего оборудования и сложных режимов передачи мощности. Существенный вклад в превышение фактических потерь над нормативными вносят коммерческие потери. Сетевые организации имеют существенные стимулы снижать коммерческие потери электрической энергии.

Покупка электрической энергии и мощности для целей компенсации потерь в сетях ЕНЭС

ФСК покупает электрическую энергию и мощность на оптовом рынке в целях компенсации потерь электрической энергии в сетях ЕНЭС, принадлежащих ФСК на праве собственности, и в сетях ЕНЭС, принадлежащих МСК и ММСК, находящихся в пользовании ФСК.

Иные владельцы ЕНЭС покупают потери на оптовом рынке в составе ГТП потребления в общем порядке — как непосредственные участники рынка (например, ОАО «Иркутскэнерго»), либо при посредничестве сбытовых организаций — вместе с объемами на I юкрытие потребления конечных потребителей.


Для ФСК предусмотрен особый механизм участия в оптовом рынке именно для целей покупки потерь.

Всоответствии с Правилами оптового рынка, определяющими порядок оплаты сетевыми организациями потерь электрической энергии (мощности), организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью покупает на оптовом рынке в целях компенсации потерь:

электрическую энергию в объеме, соответствующем фактическому объему потерь электрической энергии (за исключением потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию), из них:

о по регулируемым ценам (тарифам) электрическую энергию в объемах, соответствующих установленным Правительством долям а от объемов электрической энергии, определенных для ФСК в прогнозном балансе на 2007 год;

мощность в объеме, равном объему электрической мощности, определенному для нее на соответствующий календарный месяц в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования, умноженному на фактический коэффициент резервирования мощности, из них:

о по регулируемым ценам (тарифам) мощность в объемах, соответствующих установленным Правительством долям* а от объемов электрической мощности, определенных для нее в прогнозном балансе на 2008 год, умноженных на коэффициент резервирования мощности. Цена покупки электроэнергии и мощности для целей компенсации потерь:

о в ценовых зонах — по установленным ФСТ России тарифам (ценам) на электрическую энергию, приобретаемую организацией по управлению ЕНЭС с целью компенсации потерь электрической энергии, дифференцированным по субъектам РФ, и по нерегулируемым ценам;

о в неценовых зонах — по средневзвешенной цене оптового рынка, рассчитанной исходя из объемов планового почасового производства и тарифов генераторов, также дифференцированной по субъектам РФ;

о в ценовых зонах — по установленным ФСТ России тарифам (ценам) на мощность, приобретаемую организацией по управлению EНЭС с целью компенсации потерь электрической энергии, дифференцированным по субъектам РФ, уменьшенным на плановый коэффициент резервирования мощности, скорректированный на долю резервной мощности, используемую федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при формировании прогнозного баланса на соответствующий период регулирования, а также по нерегулируемым ценам;

о в неценовых зонах — по установленным ФСТ России тарифам (ценам) на мощность, приобретаемую организацией по управлению ЕНЭС с целью компенсации потерь электрической энергии, дифференцированным по субъектам РФ, уменьшенным на плановый коэффициент резервирования мощности, скорректированный на долю резервной мощности, используемую федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов при формировании прогнозного баланса на соответствующий период регулирования.

В ценовых зонах определение указанных выше тарифов осуществляется ФСТ России в соответствии с методическими указаниями по определению индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, утвержденными приказом ФСТ России от 28 сентября 2007 года № 262-э/11, в том числе:

— тарифы на электрическую энергию, приобретаемую организацией по управлению ЕНЭС с целью компенсации потерь электрической энергии, определяется равным индикативным ценам на электрическую энергию соответствующего субъекта РФ


-тарифы на мощность, приобретаемую организацией по управлению ЕНЭС с целью компенсации потерь электрической энергии, определяется исходя из одноставочных индикативных цен на электроэнергию (мощность) для субъектов РФ:

Эта статья приведёт Вас к успеху:  ПОСТРОЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФОРЕКС

Эпот_i балЕНЭС — прогнозный объем покупки электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) для i-гo региона в расчетном периоде регулирования с целью компенсации потерь электроэнергии в сетях ЕНЭС;

— прогнозный объем сальдо-перетока мощности с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) для i-гo региона, соответствующий объему покупки электрической энергии с целью компенсации потерь электроэнергии в сетях ЕНЭС;

TCPi — средний одyоставочный тариф на электрическую энергию, отпускаемую потребителям i-гo региона, рассчитываемый в соответствии с методическими указаниями по определению индикативных цен на электрическую энергию и мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования, утвержденными приказом ФСТ России от 28 сентября 2007 года № 262-э/11;

— индикативная цена на электрическую энергию, утвержденная ФСТ России согласно указанным методическим указаниям соответственно для каждого субъекта РФ.

В части нерегулируемых цен:

к объемам электрической энергии, подлежащей оплате по нерегулируемым ценам, применяются цены РСВ (поскольку ОАО «ФСК ЕЭС» не способно планировать величину потерь -они более чем на 50% состоят из нагрузочных потерь и зависят от того, какой сложится режим загрузки станций и перетоков);

к объемам мощности, подлежащим оплате по нерегулируемым ценам, применяется цена КОМ.

Договорная схема приобретения электрической энергии (мощности)

Принципиально договорная схема приобретения электрической энергии (мощности) определена в параграфе 19 Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии (мощности).

Положениям параграфа 19 Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка определены особенности покупки на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на праве собственности или ином законном основании, а именно: ФСК заключает с ЦФР:


> договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь в электрических сетях (в ценовой зоне) — для покупки в ценовых зонах;

> и договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь в электрических сетях (в неценовой зоне) — для покупки в неценовых зонах.

ЦФР в целях исполнения обязательств перед ФСК по договорам купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь в электрических сетях заключает с Участниками оптового рынка, в том числе, поставщиками, договоры комиссии на продажу электрической энергии (мощности).

По Договору купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь в электрических сетях ЦФР обязуется передать электрическую энергию и мощность, а ФСК обязуется принять и оплатить электрическую энергию и мощность в целях компенсации потерь электрической энергии и мощности в электрических сетях, принадлежащих ФСК на праве собственности или законном основании, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка.

Договорный и фактический объем электрической энергии, покупаемый ФСК, и соответствующую объему потерь в электрических сетях ФСК величину мощности, а также их стоимость в ценовых и неценовых зонах определяет (рассчитывает) АТС в соответствии с Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии (мощности) и Регламентами оптового рынка.

Рисунок 8.5Договорная система приобретения электрической энергии (мощности)

АТС сообщает данные об объеме и стоимости покупаемой ФСК электрической энергии и мощности ЦФР в порядке и сроки, предусмотренные Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии (мощности) и Соглашением о взаимодействии. ЦФР на основании полученных данных выставляет ФСК счета и счета-фактуры, являющиеся основаниями для оплаты электрической энергии и мощности.

Покупка электрической энергии и мощности для целей компенсации потерь в сетях территориальных сетевых организаций

Расходы РСК на потери состоят из покупки электрической энергии и мощности для компенсации собственных потерь и оплаты услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС в части нормативных потерь в таких сетях:

— расходы на оплату ставки за потери в сетях ЕНЭС в настоящий момент учитываются при установлении тарифов в составе НВВ соответствующей сетевой организации на содержание сетей;

— расходы на компенсацию собственных потерь формируют ставку на компенсацию нормативных потерь тарифа на услуги по передаче электрической энергии по территориальным сетям.


Возможно, в последующем расходы на оплату ставки на компенсацию потерь в сетях ЕНЭС будут учитываться при формировании ставки на оплату потерь при формировании региональных тарифов на услуги по передаче.

Внастоящий момент территориальные сетевые организации в соответствии с правилами функционирования розничных рынков покупают

электрическую энергию и мощность для целей компенсации потерь только на розничном рынке у гарантирующих поставщиков или энергосбытовых организаций. Этому есть две причины:

— экономическая — до реализации системного решения проблемы перекрестного субсидирования, сетевые тариф и цены по покупку потерь электрической энергии используются органами регулирования для поддержания низких тарифов для населения и иных субсидируемых категорий, если они есть;

> Технологическая — при существующих требованиях по коммерческому учету на оптовом рынке, выход территориальной сетевой организации на оптовый рынок означал бы необходимость обеспечения АСКУЭ по всем конечным потребителям без исключения, что экономически нецелесообразно. В случае изменения подходов к коммерческому учету на оптовом рынке (допущение расчетных механизмов определения почасовых объемов), можно будет вести речь о возможном выходе сетевых компаний на оптовый рынок. Однако в таком случае им придется решить другую, еще более сложную задачу -обеспечение почасового планирования величины потерь. Территориальные сетевые организация в розничном рынке, как правило, покупают электрическую энергию по одноставочным тарифам и нерегулируемым ценам, учитывающим стоимость мощности. Порядок определения доли поставки электрической энергии по регулируемым ценам определяется правилами определения стоимости электрической энергии, утвержденными Федеральной службой по тарифам РФ.

Нерегулируемые цены применяются такие же, как для других потребителей розничного рынка — в рамках предельного уровня.

Сетевые организации оплачивают фактические потери в своих сетях за вычетом стоимости нагрузочных потерь в их сетях, учтенных в расчетной модели оптового рынка.

Вычет стоимости нагрузочных потерь, учтенных в равновесных ценах

При анализе нормативно-правовых актов, касающихся оплаты потерь, возникает вопрос, что подразумевается под «потерями, включенными в цену (тариф) на электрическую энергию», которые подлежат исключению из объема технологических потерь, оплачиваемых потребителями услуг по передаче электрической энергии?

Существующая модель оптового рынка, закрепленная в правила оптового рынка, основана на узловом ценообразовании, при которой цены покупателей учитывают, наряду с другими факторами, переменные потери электрической энергии, зависящей от загрузки линий — то есть, нагрузочные потери.

При этом имеются в виду потери только в тех линиях электропередачи, которые учитываются в математической модели торговли электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке — то есть, включены в расчетную модель оптового рынка. Практически все линии электропередачи, относящиеся к ЕНЭС, включены в расчетную модель. Кроме того, туда включено большинство ЛЭП высокого класса напряжения территориальных сетевых организаций.

Правилами оптового рынка установлено, что если при формировании тарифа на передачу электрической энергии были учтены полные нормативные потери (включая нагрузочные потери) в ЕНЭС и сетях территориальных сетевых организаций, стоимость услуг по передаче, в том числе территориальных сетевых организаций, формируется за вычетом стоимости объемов потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, рассчитанной администратором торговой системы в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.


Администратор торговой системы рассчитывает объем и стоимость потерь, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, и уведомляет субъектов оптового рынка об объемах и стоимости указанных потерь в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в сроки, достаточные для обеспечения расчетов по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии с учетом вышеуказанной стоимости потерь электрической энергии, включенных в равновесные цены на электрическую энергию в текущем месяце.

В связи с этим стоимость нагрузочных потерь электрической энергии в сетях ЕНЭС и территориальных сетевых организаций, включенных в расчетную модель, подлежат исключению из стоимости услуг по передаче в части ставки на оплату потерь. Таким образом:

о Обязательства по оплате потерь на ОРЭ уменьшаются на величину нагрузочных потерь;

о Доходы в части ставки на оплату потерь уменьшаются на величину нагрузочных потерь;

Иные владельцы ЕНЭС (самостоятельно оказывающие услуги по передаче) и территориальные сетевые организации:

о Обязательства по оплате потерь на ОРЭ/РРЭ уменьшаются на величину нагрузочных потерь в их собственных сетях, учтенных в расчетной модели;

о Обязательства по оплате ставки на компенсацию потерь тарифа на услуги по передаче по ЕНЭС уменьшаются на величину нагрузочных потерь в сетях ФСК в части, приходящейся на данного потребителя услуг по передаче;

о Доходы от стоимости услуг по передаче (без выделения конкретной ставки), получаемые от сбытовых организаций или непосредственных потребителей — участников оптового рынка, уменьшаются на стоимость нагрузочных потерь в сетях ФСК, иных владельцев ЕНЭС и территориальных сетевых организаций, приходящихся на соответствующего участника оптового рынка.

В правительстве опять обсуждают эталонный метод расчета тарифов на электроэнергию

Территориальные электросетевые организации теперь будут формировать тарифы по методу эталонных затрат. Правда, в правительстве РФ еще не достигли соглашения о том, как должны производиться расчеты, и каким будет размер эталона, сообщает газета «Коммерсант».


Двойственность ситуации в том, что введение эталонного метода в некоторых региона вынудит снизить тарифы, и в общей сложности электросетевые компании не досчитаются 50 млрд. рублей прибыли. Часть компаний, наоборот, должны будут повысить тарифы и получить не менее 47 млрд. рублей. Такие цифры приводит ФАС, однако в Минэкономики с расчетами не согласны. В итоге специалисты антимонопольной службы разработали проект, который предполагает введение эталонных тарифов с 2020 года, и то лишь в некоторых регионах. Но поддержки у правительства эта идея не нашла.

Между тем, ситуацию с тарифами на электроэнергию сложно назвать нормальной, так как разбежка при сравнительном анализе в регионах может составлять 2-4 раза. Поэтому метод эталонного тарифа все же будет введен. Вот только когда именно, пока не известно. Нет информации о том, что будет представлять собой эталон, и каким будет механизм расчета тарифов в разных регионах.

ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫЕ КОМПАНИИ: ПОТЕРИ И ТАРИФЫ

Общий телефон +7 (495) 657-91-01

Горячая линия по технологическому присоединению +7 (495) 657-90-95

Телефон доверия +7 (495) 660 07 85

Телефон для сообщения о перебоях в электроснабжении и нарушениях в сетях освещения +7 (495) 587-87-60

Департамент городского имущества города Москвы

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации

Тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности)

1 полугодие
(с 1 января по 30 июня 2014 года)

2 полугодие
(с 1 июля по 31 декабря 2014 года)

Добавить комментарий