Фильм «Поп», 2010 г., режиссер Георгий Хотиненко

О Великой Отечественной войне сняты сотни, если не тысячи кинолент. Они повествуют о героизме и предательстве солдат, судьбах разных людей, прошедших через ужасы войны на передовой и в тылу.

Однако, многие десятилетия отечественный кинематограф практически не обращался к такой неоднозначной теме, как деятельность священников на оккупированных территориях. Неоднозначной, поскольку в советские времена все они считались изменниками и предателями Родины, а в наши дни таких священнослужителей часто признают героями и мучениками.

В своем фильме «Поп» режиссер Георгий Хотиненко попытался раскрыть простую правду о жизни служителей церкви, оказавшихся на занятой врагом земле. Главный герой картины – обыкновенный православный батюшка, которого сыграл актер Сергей Маковецкий.

Попав в оккупацию, он оказался в откровенно двойственном положении. Как патриот, он должен призвать проклятья на голову врагов земли русской, но как священник обязан облегчать долю ближних (например, военнопленных), попавших в смертельную опасность. В результате отец Александр не призывает анафему на голову фашистов, наоборот, пытаясь с ними договариваться. Отказывается отпевать убитого предателя-полицая, вместе с тем, благословляя немецкого офицера, казнившего партизан. Режиссер не пытается давать оценки этим и другим действиям батюшки, предоставив делать выводы зрителям.

Глубинная идея, заложенная в фильме «Поп» начинает проясняться лишь с изгнанием оккупантов, на место которых пришли сотрудники НКВД. Зачастую их действия оказываются не менее жестокими, чем террор гитлеровцев. Но и души этих людей отец Александр старается облагородить, облегчить их страдания.

В любых обстоятельствах этот, в общем-то, типичный поп находит в себе моральные силы быть выше человеческих страстей, не только политических, но и военных. При этом, не апеллируя к Богу, а беря на себя столько, сколько может унести и исправить.

Несмотря на отсутствие батальных сцен, присущих лентам о войне, кинофильм «Поп» смотрится на одном дыхании, благодаря глубокому психологизму, привнесенному в картину режиссером и удачной игре актеров. По своей структуре он удивительно напоминает книгу, главами которой являются Православные праздники. Прочесть ее будет интересно всем, кто интересуется неизвестными страницами войны и судьбами людей, попавших в ее горнило.